Государственный земельный надзор
Задачей государственного земельного надзора является обеспечение соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами земельного законодательства, требований охраны и использования земель.
Государственный земельный надзор осуществляется специалистами Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальными органами в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», положением о государственном земельном контроле, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 №689, а также приказами, указаниями и письмами Росреестра.
К нарушениям земельного законодательства относятся:
-уничтожение межевых знаков (ст. 7.2 КоАП РФ);
-использование земель не по целевому назначению (ст. 8.8 КоАП РФ) и неиспользование земельных участков (ст. 8.8 КоАП РФ);
-использование земельных участков без оформленных в установленном порядке документов, удостоверяющих право на землю(ст. 7.1 КоАП РФ);
-не в соответствии с их разрешенным использованием (статьи 26, 42 Земельного кодекса Российской Федерации).
При этом в тенденции последних лет наблюдается увеличение размера штрафных санкций, так согласно Федеральному закону № 56-ФЗ от 03.02.2014 внесены следующие изменения в абзац второй части 1.1 статьи 8.8 (неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения ): «влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, являющегося предметом административного правонарушения, но не менее трех тысяч рублей; на должностных лиц - от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, являющегося предметом административного правонарушения, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, являющегося предметом административного правонарушения, но не менее двухсот тысяч рублей»
Если говорить о нарушениях, то основная доля от общего числа правонарушений приходится на самовольный захват земельных участков или использование земли без правильно оформленных правоустанавливающих документов (к сожалению, многие считают, что им достаточно распоряжения о предоставлении земельного участка, а дальнейшее оформление документов, подтверждающих право на участок, процесс необязательный).
По фактам выявленных нарушений земельного законодательства составляются протоколы об административных правонарушениях. В целях пресечения нарушений и устранения последствий таких нарушений государственными инспекторами по использованию и охране земель выдаются предписания об устранении нарушений земельного законодательства.
В случае невыполнения в срок предписаний об устранении нарушений земельного законодательства, госземинспектор составляет протокол об административном правонарушениях по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, которые направляет в мировой суд для привлечения виновных лиц к ответственности за неисполнения предписания нарушений земельного законодательства, и повторно привлекает за нарушение земельного законодательства.
По нормам Земельного кодекса РФ завершение процедуры оформления прав на земельные участки – это государственная регистрация прав.
Заместитель главного государственного инспектора
Торбеевского муниципального района
Республики Мордовия по использованию и охране земель М.П. Сабурова