Межмуниципальный отдел по Зубово-Полянскому и Торбеевскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия отвечает на наиболее часто задаваемые вопросы
Вопрос:
Каким документом определяется вид разрешенного использования земельного участка в случае его образования из земельных участков с установленным видом разрешенного использования, формулировка которого не приведена в соответствие с классификатором, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки (ПЗЗ), не приведенных в соответствие с классификатором, и при отсутствии утвержденных ПЗЗ?
Ответ:
Каким документом определяется вид разрешенного использования земельного участка в случае его образования из земельных участков с установленным видом разрешенного использования, формулировка которого не приведена в соответствие с классификатором, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки (ПЗЗ), не приведенных в соответствие с классификатором, и при отсутствии утвержденных ПЗЗ?
Таким образом, разрешенное использование образуемых земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, независимо от соответствия такого вида классификатору.
В соответствии с частью 12 статьи 34 Закона N 171-ФЗ до 1 января 2020 года орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков.
Необходимость исполнения данного требования является единственным юридическим последствием несоответствия правил землепользования и застройки классификатору видов разрешенного использования. Отмечаем, что по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
Вопрос:
В соответствии с подпунктом 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предполагается возможность предоставления земельного участка для целей ведения огородничества, сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных без проведения аукционов.
Возникает ли у органа местного самоуправления обязанность по проведению аукционов в отношении указанных участков в случае поступления в их адрес заявлений об их предоставлении более чем от одного лица с разницей в сроках поступления заявлений менее одного месяца? В случае если обязанность проведения аукциона не возникает, по какому принципу должен быть определен приоритет в предоставлении участков?
Ответ:
Пунктом 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации установлены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов, в связи с чем ни при каких условиях в этих случаях предоставление земельного участка не может осуществляться на торгах на право заключения договора аренды таких земельных участков.
Рассмотрение заявлений о предоставлении земельных участков осуществляется в порядке их поступления (пункт 4 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации).
Вопрос:
Может ли регистрирующий орган аннулировать актуальную запись в ЕГРП о государственной регистрации права?
Ответ:
Согласно п. 2 ст. 8 Гражданского Кодекса Российской Федерации подлежащие государственной регистрации права возникают с момента государственной регистрации права, если иное не установлено законом.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального Закона Российской Федерации от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации) государственная регистрация права осуществляется посредством внесения записи о праве в Единый государственный реестр прав (далее — ЕГРП).
Таким образом, в случае, если запись о праве внесена в ЕГРП, государственная регистрация права состоялась, то есть состоялся юридический акт признания и подтверждения государством права в соответствии со ст. 2 Закона о регистрации. Поэтому регистрирующий орган не может в одностороннем порядке погасить запись о зарегистрированном праве.
Зарегистрированное право, в данном случае, считается действительным и может быть оспорено заинтересованным лицом только в судебном порядке (ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, абз. 2 п. 1 ст. 2 Закона о регистрации). Зарегистрированное право не может быть оспорено без привлечения в качестве ответчика правообладателя.