Рубрика "Вопрос-ответ"
Может ли совместное проживание застрахованного лица и члена его семьи и сведения о том, что доход (заработная плата, пенсия и другие источники дохода) застрахованного лица превышает доход члена семьи свидетельствовать о факте нахождения на иждивении, например, если размер страховой пенсии застрахованного лица составляет 16 076,39 руб., а размер страховой пенсии супруги, совместно проживающей с ним, составляет 11 001,82 руб.? При этом в территориальный орган ПФР застрахованным лицом представлена справка об иждивении, выданная Администрацией муниципального образования.
В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 названного Федерального закона, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или инвалидности.
Члены семьи признаются состоявшими на иждивении застрахованного лица, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая являлась для них постоянным и основным источником средств к существованию (часть 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Аналогичные нормы по установлению фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости (инвалидности) в повышенном размере с учетом нетрудоспособных иждивенцев были предусмотрены также действовавшим до 01.01.2015 Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ.
Таким образом, одним из условий признания факта иждивения является источник средств к существованию.
Поскольку факт иждивения зависит от того, что служит для члена семьи постоянным и основным источником средств к существованию – собственный доход или помощь застрахованного лица, само по себе совместное проживание застрахованного лица и члена его семьи или то обстоятельство, что доход (заработная плата, пенсия и другие источники дохода) застрахованного лица превышает доход его члена семьи, не могут свидетельствовать о факте иждивения.
Такой подход при решении вопроса об иждивении неоднократно подтверждался судебной практикой (в частности, Определением Верховного Суда Российской Федерации от 14.07.2015 N 26-КГ15-43).
Пунктом 82 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Минтруда России от 28.11.2014 № 958н[1], определено, что нахождение нетрудоспособных членов семьи на иждивении подтверждается документами, выданными жилищно-эксплуатационными организациями или органами местного самоуправления, документами о доходах всех членов семьи и иными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
Исходя из изложенного орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, может прийти к выводу об иждивении на основании документов о доходах члена семьи и производимых им расходах, связанных с исключительными жизненными обстоятельствами (например, болезнь и связанная с ней оплата лечения или постороннего ухода), а также документов о доходах застрахованного лица и о платежах в пользу члена семьи.
Во всех случаях вопрос о нахождении на иждивении решается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по результатам всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов, имеющихся в его распоряжении и содержащих требуемые для этого сведения.
Аналогичный подход следует применять и в отношении документов об иждивении, выданных жилищно-эксплуатационными организациями или органами местного самоуправления.
При определении права на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом иждивенца-супруги гражданину Д. необходимо руководствоваться вышеизложенным.
При этом не исключается возможность установления факта нахождения на иждивении в судебном порядке.
Имеют ли право на социальную пенсию граждане Российской Федерации без определенного места жительства, зарегистрированные по месту пребывания в социальных и медицинских учреждениях?
В соответствии с нормам статьи 11 Федерального закона от 15.12.2001г. № 166-ФЗ право на социальную пенсию имеют постоянно проживающие на территории Российской Федерации нетрудоспособные граждане.
Правоустанавливающий факт постоянного проживания граждан Российской Федерации подтверждается, как правило, регистрацией по месту жительства (паспорт гражданина Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту жительства, свидетельство о регистрации по месту жительства, выданное территориальным органом Федеральной миграционной службы) .
Граждане Российской Федерации без определенного места жительства регистрируются по месту пребывания по адресам организаций социального и медицинского обслуживания, предоставляющих социальные и медицинские услуги лицам без определенного места жительства, с выдачей свидетельства о регистрации по месту пребывания (пункт 24 Постановления от 17.07.1995 № 713).
В целях соблюдения пенсионных прав граждан Российской Федерации без определенного места жительства при решении вопроса о назначении им социальной пенсии как нетрудоспособным гражданам факт постоянного проживания на территории Российской Федерации возможно подтверждать сведениями о регистрации по месту пребывания таких граждан в вышеуказанных учреждениях, находящихся в пределах Российской Федерации.
Можно ли гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, при исчислении размера пенсии по старости в соответствии с Законом от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с применением норм Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, назначаемой позднее возникновения права на указанную пенсию, применить коэффициенты повышения индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости и повышения размера фиксированной выплаты?
В соответствии с положениями пункта 1 части 15 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости применяется в случае назначения страховой пенсии по старости впервые (в том числе досрочно) позднее возникновения права на указанную пенсию.
Согласно части 4 статьи 16 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ при назначении страховой пенсии по старости (в том числе досрочно) позднее возникновения права на указанную пенсию в соответствии с указанным Законом и (или) в случае отказа от получения назначенной страховой пенсии по старости (в том числе досрочно) при определении размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости применяется коэффициент повышения размера фиксированной выплаты, установленный в соответствии с частью 5 данной статьи.
Таким образом, указанные коэффициенты повышения применяются к лицам, имеющим право на страховую пенсию по старости в соответствии с положениями статьи 8 или статьями 30-32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
При этом следует отметить, что условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены Законом от 15.05.1991 № 1244-1.
В соответствии с положениями абзаца второго статьи 28.1 указанного Закона гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, в порядке, предусмотренном статьями 30-37 Закона от 15.05.1991 № 1244-1. При этом ее размер может быть исчислен по нормам Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
Отметим также, что пенсия по старости, назначенная в соответствии с Законом от 15.05.1991 № 1244-1, финансируется из средств федерального бюджета. По достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе досрочно), получатели пенсии по старости вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ (статья 28.1 Закона от 15.05.1991 № 1244-1).
Учитывая, что коэффициенты повышения применяются при досрочно назначаемых страховых пенсиях по старости лицам, указанным в статьях 8, 30-32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, правовых оснований для их применения при исчислении размера досрочной пенсии по старости гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не имеется.
Вопрос: Может ли быть учтен при подсчете специального стажа при назначении досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью период обучения с 01.09.1987 по 30.06.1991 в педагогическом институте, в случае, когда обучение совпадает с периодом работы.
Ответ: В соответствии с абз. 5 подпункта «м» пункта 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 №665, при досрочном назначении страховой пенсии по старости, лицам осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года, следует применять Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения №1397 от 17.12.1959 г. Пунктом 2 вышеуказанного Положения предусмотрено, что в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
При рассмотрении вопроса о зачете времени обучения в педагогических учебных заведениях и университетах учитывается период с даты зачисления в учебное заведение до даты отчисления из него, т.е. весь период обучения в учебном заведении.
В ситуациях, когда время обучения совпадает с периодом работы, следует учитывать тот факт, что, как правило, такое обучение проходило в заочных или вечерних учебных заведениях и, соответственно, рассматривать вопросы включения в соответствующий стаж времени обучения необходимо с учетом следующего.
Положение о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденных постановлением Совета Министров № 590 от 03.08.1972 года регулирует исчисление общего стажа, составляющей которого является стаж на соответствующих видах работ.
Подпунктами «з», «и» пункта 109 Положения № 590 предусмотрено, что в общий стаж работы, дающей право на пенсию, кроме работы в качестве рабочего или служащего засчитывается обучение, в т.ч. в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях.
Время учебы в заочных и вечерних высших и средних специальных учебных заведениях не подлежит включению в стаж. При этом период обучения в указанных учебных заведениях может быть включен в стаж без истребования дополнительных документов, подтверждающих учебу на дневном отделении, если нет данных о том, что учеба протекала на вечернем или заочном отделении.
Таким образом, оснований для включения времени обучения в стаж на соответствующих видах работ не имеется.