Пенсия не за горами? Пора позаботиться о ней. Вопросы и ответы.
Но как, если иногда некомпетентность граждан во многих правовых вопросах вызывает, мягко говоря, шок? Как грамотно заполнить «пробел» в своём пенсионном счёте?
У всех граждан, зарегистрированных в системе обязательного пенсионного страхования есть свой индивидуальный лицевой счёт (ИЛС), где отражаются сведения о стаже, зарплате, добровольных страховых взносах самого гражданина в рамках Программы государственного софинансирования пенсий, а также данные о страховых взносах, уплаченных в ПФР работодателем. Вся эта информация в дальнейшем потребуется для назначения пенсии.
— Как и где жители могут узнать, к примеру, о своих пенсионных правах, состоянию ИЛС или проконтролировать уплату взносов работодателем?
— Жители района могут самостоятельно узнать о своих пенсионных правах и проконтролировать полноту уплаты страховых взносов работодателем в своём территориальном органе ПФР. Сделать это можно даже дистанционно, не обращаясь лично в ТО ПФ, а воспользовавшись электронным сервисом «Личный кабинет гражданина» на сайте ПФР, при условии, что есть подтверждённая учётная запись на Едином портале государственных (муниципальных) услуг. Сведения, указанные в выписке, сформированы на основе данных, переданных в ПФР работодателем и самим гражданином.
— Что нужно делать, если гражданин считает, что какие-либо сведения на его пенсионном счёте не учтены или учтены не в полном объёме, и есть необходимость внести недостающее в ИЛС?
— Действовать нужно следующим образом. В случае, когда речь идёт о периодах работы после 2002 года, то есть после регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учёта, нужно обратиться к работодателям для их уточнения, так как данные периоды трудовой деятельности включаются в страховой стаж только в случае начисления и уплаты страховых взносов в ПФР. Если же необходимо внести изменения, относительно этих периодов работы (до регистрации в системе персучёта) – путь лежит в ПФР. При себе необходимо иметь подтверждающие документы, например, трудовую книжку установленного образца. Если таковой нет либо в ней содержатся неправильные, неточные или неполные сведения, в подтверждение принимаются: письменные трудовые договоры; справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; выписки из приказов; лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
— Если договор был, к примеру, авторский или гражданско-правовой характер?..
— Периоды работы по договору ГПХ, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг, или по авторским или лицензионным договорам, подтверждаются указанным договором, оформленным в соответствии с гражданским законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, и документом работодателя об уплате обязательных платежей, документом территориального органа ПФР или ТО налогового органа об уплате соответственных платежей соответственно. В установленных законодательством случаях периоды работы на территории России до 2002 года устанавливаются на основании свидетельских показаний.
— Что обязательно должно быть указано в подтверждающих документах?
— Прежде всего, должны быть указаны номер и дата выдачи подтверждающего документа. А также фамилия, имя, отчество (при наличии) застрахованного лица, которому выдаётся документ, дата рождения, место работы, период работы (иной деятельности, иного периода), профессия (должность), основания выдачи документа (приказы, лицевые счета и прочее). Записи в трудовой книжке, учитываемые при подсчёте стажа, должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день их внесения в трудовую книжку.
— Получить подтверждающие документы можно…
— Документы, подтверждающие периоды работы до 2002 года можно получить по тому месту работы, где трудился гражданин в проблемный период. Если организация ликвидирована, необходимо обратиться к правопреемнику работодателя, или вышестоящую организацию, или в архив.