О фактах неправомерного перевода к новому страховщику или неправомерного удержания у текущего страховщика
По итогам переходной кампании 2016 г. многие граждане обращаются с жалобами на то, что:
-
их пенсионные накопления без их ведома переведены в другие пенсионные фонды,
-
при заключении договора об обязательном пенсионном страховании не были проинформированы агентами негосударственных пенсионных фондов об утере инвестдохода при досрочном переходе,
-
они действительно подавали документы о переходе к новому страховщику, но по итогам переходной кампании остались у прежнего страховщика.
Напомним, для того, чтобы застрахованное лицо могло сменить фонд, должна быть соблюдена следующая процедура:
-
лицом заключен договор об обязательном пенсионном страховании с новым НПФ;
-
заявление о смене фонда направлено застрахованным лицом в ПФР.
При этом, если в течение года от одного застрахованного лица поступило несколько заявлений, будет рассмотрено заявление с более поздней датой подачи, а предыдущие заявления к рассмотрению не принимаются.
Эксперты отмечают большое количество злоупотреблений, допущенных при оформлении договоров о смене НПФ. Часто перевод пенсионных накоплений из одного фонда в другой происходит без соответствующего волеизъявления со стороны застрахованного лица в результате мошеннических действий со стороны агентов и недобросовестных НПФ.
В случае, если Вас без Вашего ведома перевели к новому страховщику, необходимо:
- обратиться с жалобой на действия негосударственного пенсионного фонда в Банк России, который осуществляет надзор и контроль за деятельностью фондов,
- обратиться с претензией в НПФ, в котором в настоящее время находятся ваши пенсионные накопления. Текст претензии о незаконном переводе средств накопительной части пенсии составляется в свободной форме,
- запросить в НПФ, в котором в настоящее время находятся ваши пенсионные накопления, заключенный от Вашего имени договор с НПФ об обязательном пенсионном страховании,
- обратиться в суд по месту вашего жительства с иском о признании данного договора недействительным и обязании НПФ возместить Вам упущенную выгоду в размере утраченного при переводе средств инвестдохода.
С жалобами на действия агентов, не информирующих граждан об утере инвестдохода, необходимо обращаться в соответствующий негосударственный пенсионный фонд. Практика показывает, что негосударственные пенсионные фонды для урегулирования конфликта готовы возмещать понесенные гражданином убытки.
Анализ обращений граждан, которых не перевели к новому страховщику, показывает, что от имени этих граждан позднее было подано еще одно заявление, заверенное нотариусом либо электронной подписью через удостоверяющий центр.